The Rolling Stones

Статьи

Инструментарий Rolling Stones


Данная статья представляет собой попытку собрать и систематизировать информацию о музыкальных инструментах и оборудовании, которые на протяжении своего существования группа “Rolling Stones” использовала на сцене и в студии. Содержание статьи в значительной степени основано на результатах обсуждения в соответствующей теме форума нашего сайта. Если у вас есть какие-либо дополнения, исправления или комментарии, пожалуйста, сообщайте их на нашем форуме.

Часть 1. Ещё не «Роллинги»

   О самых первых музыкальных инструментах Брайана Джонса, Кита Ричардса, Мика Джаггера, Билла Уаймена и Чарли Уоттса практически нет никаких документально подтверждённых сведений. Брайану и Киту их первые акустические гитары купили родители. Вряд ли это были какие-то более-менее профессиональные инструменты: во-первых, первоначально родители не слишком серьёзно относились к увлечению своих детей музыкой, а во-вторых, почти все английские группы, начинавшие в 50-х, сначала увлекались стилем «скиффл» (и будущих участников “Rolling Stones” это тоже так или иначе коснулось), в котором качество музыкальных инструментов по сути не играло никакой роли...
Однако когда на смену скиффлу пришли рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, звучание музыкального коллектива стало во многом определяться не только техникой игры исполнителя, но и в значительной степени качеством того инструмента, который он использовал. В первую очередь это касалось электрогитар.
Свои первые электрогитары будущие «роллинги» приобрели на рубеже пятидесятых-шестидесятых. Некоторые сведения об этих инструментах сохранились благодаря пунктуальности Билла Уаймена, который на протяжении всей своей карьеры вёл подробный дневник. На основе своих дневников он написал замечательную книгу “Rolling With The Stones”, в которой встречаются отдельные упоминания о гитарах, на которых Кит, Брайан и сам Билл играли до того, как они стали “Rolling Stones”.
 


Одна из моделей электрогитар Burns Vibra Artist

В 1960 году 24-летний Билл Уаймен (тогда ещё носивший фамилию Перкс) вместе со своим коллегой по работе решил организовать группу, которую они назвали “The Cliftons”. В своей книге Билл упоминает, что он купил в рассрочку за 52 фунта стерлингов (прибл. $146) шестиструнную электрогитару “Burns”, на которой вначале и играл. Несмотря на то, что других подробностей в книге не приводится, можно с достаточно большой долей уверенности сказать, что это была электрогитара “Burns Vibra Artist”. Эта модель выпускалась английской фирмой “Burns” в 1960-61 годах, и цена, за которую она тогда продавалась, соответствует названной Биллом. Эту цельнокорпусную гитару с тремя звукоснимателями можно назвать относительно удачной моделью (по сравнению с дебютной моделью “Burns-Well Fenton”, выпускавшейся в 1958-59 годах). Выпускалось несколько модификаций этой электрогитары, на которых немного варьировалась форма пикгарда и количество и расположение регулировочных потенциометров, так что гитара, которой владел Билл, может незначительно отличаться от приведённой на иллюстрации. Билл играл на этой гитаре до лета 1961 года, пытаясь исполнять на ней басовые партии, и даже пробовал ставить на неё струны для бас-гитары. Наконец, в июле 1961-го Билл услышал на одной из танцплощадок группу, использовавшую электрическую бас-гитару, и, по его собственным словам, «понял, чего недостаёт нашей группе». Через некоторое время Билл покупает подержанную бас-гитару “Dallas Tuxedo”, а об электрогитаре “Burns” больше нигде никаких упоминаний не встречается, и её дальнейшая судьба неизвестна.



Реконструкция гитары Höfner, на которой Кит Ричардс играл на первом выступлении в клубе Marquee.

Дед Кита Ричардса Гас Дюпре играл в оркестре, исполнявшем музыку в стиле кантри-энд-вестерн. Именно в гостях у деда Кит впервые взял в руки гитару, классический инструмент испанской фирмы Rosetti. Однако дед всегда опасался, что Кит сломает её, и на день рождения, когда Киту исполнилось 15 лет, мать купила ему какую-то из дешёвых акустических гитар, Гас показал ему несколько аккордов, и далее Кит стал учиться играть самостоятельно.
Играть в группе Кит начал после встречи с Миком Джаггером. Несмотря на то, что Мик и Кит ходили в один детский сад, по-настоящему они познакомились и подружились в 1961 году, случайно встретившись на железнодорожной станции, когда Кит увидел Мика, держащего в руках пачку грампластинок с записями ритм-энд-блюза. Вскоре ими тоже была создана группа, получившая название “Little Boy Blue and The Blue Boys”. Нет практически никаких сведений о том, какие инструменты они использовали, за исключением единичного упоминания, что Кит играл на электрогитаре марки “Höfner”. К началу 60-х этой германской фирмой выпускалось достаточно много моделей акустических и электрогитар, к тому же благодаря сотрудничеству с английской фирмой Selmer гитары экспортировались в Великобританию и стоили относительно недорого.
Практически единственное документальное свидетельство, позволяющее идентифицировать первую электрогитару Кита – это фотографии, сделанные на выступлении в клубе “Marquee” 12 июля 1962 года, когда группа впервые выступила под названием “Rolling Stones”. Долгое время эти фотографии можно было найти только в виде маленьких иллюстраций в различных изданиях, но в последние годы было выпущено несколько книг, в которых эти фотографии опубликованы в высоком разрешении. На этих фотографиях видно, что в руках у Кита – не электрическая, а акустическая archtop-гитара. В 1950-х фирмой “Höfner” выпускалось довольно много таких гитар, однако ряд конструктивных особенностей позволяют определить, что это либо “Höfner 449”, либо “Höfner 450”, либо “Höfner Congress”. Другие модели имеют слишком заметные отличия, а эти модели, наоборот, были очень похожи друг на друга, но выпускались в нескольких вариантах, что затрудняет более точную идентификацию. Стоимость всех этих гитар была в пределах 10-15 фунтов стерлингов, так что вполне возможно, что именно эту гитару Кит и получил в подарок на своё пятнадцатилетие.
Электрифицировал свою гитару Кит, по-видимому, самостоятельно. Ещё с 40-х годов американская фирма “DeArmond” выпускала сначала специальные микрофоны, а затем и электромагнитные звукосниматели, предназначенные для установки на акустические гитары. Помимо собственно звукоснимателя, в комплект входило также крепление, устанавливавшееся на струны за нижним порожком, специальный штырь, который позволял перемещать звукосниматель в разные положения, а также электронный блок, позволявший регулировать громкость и тембр. В 50-е аналогичные комплекты стали выпускать и другие фирмы, поэтому также невозможно точно определить, какой именно звукосниматель был установлен на гитаре Кита: “DeArmond” или какой-то другой.



Электрогитара Höfner Committee


10-ваттный гитарный усилитель Elpico

О самых первых акустических гитарах Брайана Джонса, на которых он учился играть, тоже каких-либо достоверных сведений не сохранилось, за исключением того факта, что первая акустическая гитара, которую ему подарили родители на день рождения, стоила всего 3 фунта стерлингов (около 8 долларов). Играть в различных группах Брайан начал в 1960 году, когда ещё не был знаком ни с кем из своих будущих коллег по “Rolling Stones”, так что, возможно, у Брайана, помимо акустических, была и какая-нибудь дешёвая электрогитара. Достоверно известно лишь то, что в начале 1962 года, после того, как он впервые услышал записи блюзового исполнителя Элмора Джеймса, он купил полуакустическую электрогитару “Harmony Stratotone”, ставшую его первым инструментом в составе “Rolling Stones”. Собственного гитарного усилителя у Брайана первоначально тоже не было, и электрогитару он подключал к слегка переделанному магнитофону. Однако когда Мик Джаггер и Кит Ричардс впервые увидели Брайана в клубе “Ealing” 7 апреля 1962 года в составе группы Алексиса Корнера “Blues Incorporated”, он играл на гитаре Höfner Committee, подключенной к комбоусилителю “Elpico”. Вероятно, этот усилитель использовался им и в самом начале карьеры “Rolling Stones”, однако дальнейшая судьба гитары “Höfner Committee” неизвестна. По крайней мере, уже на первом выступлении под названием “Rolling Stones” в клубе “Marquee” 12 июля 1962 года Брайан играл на “Harmony Stratotone” – это отчётливо видно на одной из сохранившихся фотографий, запечатлевших это выступление.




◄Оглавление и указатель►






Hosted by uCoz