Инструментарий Rolling Stones
Часть 2. Первые инструменты
|
Перейдя в “Rolling Stones”, Билл Уаймен также
забрал с собой и свою бас-гитару. История этого инструмента весьма любопытна. После того, как Билл убедился, что шестиструнная электрогитара
непригодна для басовых партий, он купил с рук подержанную цельнокорпусную бас-гитару “Dallas Tuxedo”, с одним звукоснимателем
в нековой позиции, которая обошлась ему в 8 фунтов стерлингов (около $23). Точно неизвестно, что именно
подвигло Билла на её переделку:
возможно, гитара была уже в достаточно плохом состоянии. По крайней мере, лады были изношены, так что Билл извлёк их из грифа с целью
заменить на новые. Однако ему понравилось, как звучит гитара без ладов (следует учесть, что в те годы ещё не были широко распространены
безладовые бас-гитары, зато всё ещё часто использовались в качестве басового инструмента контрабасы, не имеющие ладов). Помимо этого, Билл
решил изменить форму корпуса гитары. Вооружившись лобзиком, он сделал второй (верхний) вырез, улучшив таким образом доступ к верхней части
грифа, и значительно уменьшил обводы корпуса в районе подставки для струн. В целом, нетрудно заметить, что после переделки форма корпуса
гитары стала сильно напоминать обводы корпуса “Burns Vibra Artist”, к форме
которой, вероятно, Билл успел привыкнуть. В дополнение ко всему также была изменена форма накладки и перекрашен корпус в красный цвет. На этой гитаре Билл играл практически на всех концертах “Rolling Stones” почти до конца 1963 года (пока не сменил её на бас-гитару “Framus”). Первый сингл группы был записан с использованием этой гитары; кроме того, её можно услышать и во многих других песнях: несмотря на то, что на сцене Билл с этой гитарой после 1963 года больше не появлялся, он достаточно активно использовал её в студийной работе как минимум до 1968 года. По крайней мере, можно заметить, что во время записи “Sympathy for the Devil” (процесс записи этой песни задокументирован благодаря фильму Жана-Люка Годарда) в руках у Билла – именно этот инструмент, правда, успевший претерпеть очередные изменения, на этот раз чисто косметические: корпус был перекрашен в чёрный цвет, а накладка сделана из красного пластика. На фотографии – Билл Уаймен в июне 1968 года во время записи песни “Sympathy for the Devil” со своей первой бас-гитарой. В настоящее время гитара хранится в ресторане Билла Уаймена “Sticky Fingers” в качестве экспоната, вместе с другими инструментами и памятными вещами. |
|
Трудно угадать, чем именно Брайану Джонсу не угодил его
“Höfner Committee”, но к тому времени, как «Роллинги» стали
регулярно выступать по лондонским клубам, он снова вернулся к ранее приобретённой им электрогитаре
“Harmony Stratotone H 46 Mars”,
произведённой американской фирмой “Harmony Guitar Company”. Эта американская фирма, существовавшая с конца XIX века
и специализировавшаяся в основном на выпуске недорогих акустических гитар для начинающих, во второй половине 50-х выпустила несколько
моделей электрических гитар. Начав с цельнокорпусной модели H 44, появившейся под влиянием моды на изобретение Лео Фендера –
цельнокорпусные «гитары-доски», на рубеже десятилетий фирма выпустила электрогитары с конструкцией корпуса, названной ими
“tone chamber” («звуковая камера»), бывшие по сути полуакустическими инструментами, но без резонаторных отверстий
в корпусе. Одной из таких гитар и была H 46 Mars (выпускалось две модификации этой гитары: H 45 с одним звукоснимателем
и H 46 – с двумя). Скорее всего, Брайан остановил свой выбор на этом инструменте, руководствуясь не акустическими или иными
достоинствами, а невысокой ценой: в английских магазинах такую гитару можно было приобрести за сумму в пределах 25-30 фунтов стерлингов
($70-80). Тем не менее, эта гитара верой и правдой прослужила Брайану до середины 1963 года. Он не только выступал с ней практически
на всех концертах, которые «Роллинги» давали в лондонских клубах – этот инструмент звучит и на первом сингле группы. Дальнейшая судьба этого инструмента была долгое время неизвестна, однако в конце 2007 года выяснилось, что Брайан рассчитался этой гитарой за услуги с лондонским дантистом Бэзилом Уилсоном (Basil Wilson), в семье которого инструмент и хранился все эти годы. В информационных сообщениях, рассказывающих об этом, также сообщалась, что приобретена эта гитара была в 1959 году за 30 фунтов стерлингов не самим Брайаном, а его приятелем Диком Хэттреллом (Dick Hattrell), который в тех же сообщениях был назван «менеджером группы» (на самом деле Дик принимал участие в организации нескольких концертов с участием Брайана и – позже – других участников группы, но менеджером “Rolling Stones” он никогда не был). В настоящее время гитара передана в качестве экспоната в музей Брайана Джонса в Челтенеме. |
|
К концу 1962 года начались регулярные выступления “Rolling Stones”
сначала в лондонских, а затем и в окрестных клубах; в это время новым инструментом обзавёлся и Кит Ричардс. Деньги на приобретение
электрогитары ему одолжила его мать Дорис, поддавшись на уговоры не только собственного сына, но и Брайана Джонса, который специально
для этого несколько раз приезжал к родителям Кита. Выбор фирмы-производителя тоже, очевидно, происходил не без влияния Брайана, так как Кит
в итоге остановил свой выбор на гитаре той же фирмы, что и у Брайана. Однако это был по всем параметрам гораздо более профессиональный
инструмент: модель “Harmony Meteor H 70” начала производиться в 1960 году
и во многом была скопирована с полуакустических электрогитар ведущих производителей, таких, как “Gibson”, “Gretsch”
и другие. Корпус с двумя резонаторными отверстиями и одним вырезом был более тонким, чем на предыдущих моделях фирмы “Harmony”;
звукосниматели на основе магнитного сплава alnico (алюминий-никель-кобальт) были более мощными, переключение между звукоснимателями
осуществлялось расположенным на нижнем «роге» тумблером, а регулировка громкости и тембра – четырьмя потенциометрами,
как и на большинстве аналогичных по конструкции гитар. Однако и цена у этой гитары была значительно выше – около 65 фунтов
стерлингов (цена в каталогах США – $174¢50). Из первых инструментов группы “Harmony Meteor” оказался наибольшим «долгожителем»: Кит играл на нём бессменно до лета 1964 года, пока перед первой поездкой на гастроли в США не приобрёл гитару “Epiphone Casino”. Практически на всех ранних студийных записях этого периода (включая первый долгоиграющий альбом) звучит именно “Harmony Meteor”; и даже в конце 1964 года во время нескольких выступлений Кит появлялся с этой гитарой в руках как на сцене, так и в студии (по крайней мере, на сеансе записи в RCA этот инструмент также был использован). |