The Rolling Stones

Статьи

Инструментарий Rolling Stones


Данная статья представляет собой попытку собрать и систематизировать информацию о музыкальных инструментах и оборудовании, которые на протяжении своего существования группа “Rolling Stones” использовала на сцене и в студии. Содержание статьи в значительной степени основано на результатах обсуждения в соответствующей теме форума нашего сайта. Если у вас есть какие-либо дополнения, исправления или комментарии, пожалуйста, сообщайте их на нашем форуме.

Часть 2. Первые инструменты


Гитарный усилитель Watkins Westminster


Гитарный усилитель VOX AC 30

В хронологии “Rolling Stones” можно отметить несколько дат, которые можно считать днём рождения группы: первое выступление под этим названием, первое выступление в «классическом» составе, и т.д. Одной из таких дат можно считать и 8 декабря 1962 года – день, когда на репетицию «Роллингов», проходившую в пабе “Wetherby Arms” в Челси, впервые приехал Билл Уаймен. До «классического» состава оставалось ещё сменить барабанщика Тони Чепмена на Чарли Уоттса (хотя, по иронии судьбы, именно Чепмен предложил кандидатуру Билла в качестве бас-гитариста). Однако этот день важен с той точки зрения, что Билл приехал на эту репетицию, привезя с собой принадлежавшую ему часть аппаратуры группы “Cliftons”, в которой он до этого играл с Тони Чепменом. Во многих источниках даже утверждается, что Билл был принят в группу исключительно из-за привезённой им аппаратуры, а не благодаря умению играть на бас-гитаре. Безусловно, это преувеличение, но, так или иначе, аппаратура Билла была значительно лучше, чем то, что «Роллинги» использовали до его появления в составе группы.

Сам Билл использовал самодельную конструкцию, состоящую из 30-ваттного усилителя “Linear Concorde”, который был куплен по дешёвке в разобранном виде, и вручную сколоченной колонки с 18-дюймовым басовым динамиком “Goodmans”. Для улучшения звучания дно этой колонки было залито бетоном, из-за чего она была невероятно тяжёлой.
Кроме того, Билл привёз и два гитарных комбоусилителя: “Watkins Westminster” – недорогую и очень популярную в начале 60-х среди начинающих английских музыкантов модель, а также незадолго до этого купленный им в рассрочку комбоусилитель VOX AC 30, в то время бывший ещё новинкой на рынке: стремительный взлёт популярности звукоусилительной аппаратуры фирмы VOX начался чуть позже, когда концертный комплект оборудования этой фирмы стали использовать “The Beatles”. Впоследствии аналогичный концертный комплект получили и “Rolling Stones”, но на тот момент о будущей популярности было ещё ничего не известно, поэтому аппаратура Билла оказалась очень кстати и значительно улучшила звучание группы. Следует отметить, что Уаймен использовал свою самодельную колонку ещё достаточно длительное время – по-видимому, не мог ей найти достойную замену, так как комбоусилители для бас-гитар в Великобритании в то время практически не выпускались, а американская аппаратура была для ребят, по-видимому, ещё слишком дорогой. Усилитель “Watkins Westminster”, судя по всему, продержался в арсенале «Роллингов» не слишком долго, а вот звучание VOX AC 30 им явно понравилось, и вместе с ростом популярности и, соответственно, повышением доходов музыканты докупили ещё таких же усилителей, и к середине 1963 года их было, если судить по сохранившимся фотографиям выступлений группы, как минимум три: два с тёмной облицовкой корпуса и один – со светлой.

        
На фото: “Rolling Stones” выступают в парке Баттерси 4 мая 1963 года.
Цифрами отмечены: 1, 2, 3 – комбоусилители VOX AC 30; 4 – самодельная басовая колонка Билла Уаймена.



Серийно выпускавшаяся модель бас-гитары Dallas Tuxedo


Бас-гитара Dallas Tuxedo после её переделки Биллом Уайменом

Перейдя в “Rolling Stones”, Билл Уаймен также забрал с собой и свою бас-гитару. История этого инструмента весьма любопытна. После того, как Билл убедился, что шестиструнная электрогитара непригодна для басовых партий, он купил с рук подержанную цельнокорпусную бас-гитару “Dallas Tuxedo”, с одним звукоснимателем в нековой позиции, которая обошлась ему в 8 фунтов стерлингов (около $23). Точно неизвестно, что именно подвигло Билла на её переделку: возможно, гитара была уже в достаточно плохом состоянии. По крайней мере, лады были изношены, так что Билл извлёк их из грифа с целью заменить на новые. Однако ему понравилось, как звучит гитара без ладов (следует учесть, что в те годы ещё не были широко распространены безладовые бас-гитары, зато всё ещё часто использовались в качестве басового инструмента контрабасы, не имеющие ладов). Помимо этого, Билл решил изменить форму корпуса гитары. Вооружившись лобзиком, он сделал второй (верхний) вырез, улучшив таким образом доступ к верхней части грифа, и значительно уменьшил обводы корпуса в районе подставки для струн. В целом, нетрудно заметить, что после переделки форма корпуса гитары стала сильно напоминать обводы корпуса “Burns Vibra Artist”, к форме которой, вероятно, Билл успел привыкнуть. В дополнение ко всему также была изменена форма накладки и перекрашен корпус в красный цвет.
На этой гитаре Билл играл практически на всех концертах “Rolling Stones” почти до конца 1963 года (пока не сменил её на бас-гитару “Framus”). Первый сингл группы был записан с использованием этой гитары; кроме того, её можно услышать и во многих других песнях: несмотря на то, что на сцене Билл с этой гитарой после 1963 года больше не появлялся, он достаточно активно использовал её в студийной работе как минимум до 1968 года. По крайней мере, можно заметить, что во время записи “Sympathy for the Devil” (процесс записи этой песни задокументирован благодаря фильму Жана-Люка Годарда) в руках у Билла – именно этот инструмент, правда, успевший претерпеть очередные изменения, на этот раз чисто косметические: корпус был перекрашен в чёрный цвет, а накладка сделана из красного пластика. На фотографии – Билл Уаймен в июне 1968 года во время записи песни “Sympathy for the Devil” со своей первой бас-гитарой.
В настоящее время гитара хранится в ресторане Билла Уаймена “Sticky Fingers” в качестве экспоната, вместе с другими инструментами и памятными вещами.



Электрогитара Harmony Stratotone H 46 Mars

Трудно угадать, чем именно Брайану Джонсу не угодил его “Höfner Committee”, но к тому времени, как «Роллинги» стали регулярно выступать по лондонским клубам, он снова вернулся к ранее приобретённой им электрогитаре “Harmony Stratotone H 46 Mars”, произведённой американской фирмой “Harmony Guitar Company”. Эта американская фирма, существовавшая с конца XIX века и специализировавшаяся в основном на выпуске недорогих акустических гитар для начинающих, во второй половине 50-х выпустила несколько моделей электрических гитар. Начав с цельнокорпусной модели H 44, появившейся под влиянием моды на изобретение Лео Фендера – цельнокорпусные «гитары-доски», на рубеже десятилетий фирма выпустила электрогитары с конструкцией корпуса, названной ими “tone chamber” («звуковая камера»), бывшие по сути полуакустическими инструментами, но без резонаторных отверстий в корпусе. Одной из таких гитар и была H 46 Mars (выпускалось две модификации этой гитары: H 45 с одним звукоснимателем и H 46 – с двумя). Скорее всего, Брайан остановил свой выбор на этом инструменте, руководствуясь не акустическими или иными достоинствами, а невысокой ценой: в английских магазинах такую гитару можно было приобрести за сумму в пределах 25-30 фунтов стерлингов ($70-80). Тем не менее, эта гитара верой и правдой прослужила Брайану до середины 1963 года. Он не только выступал с ней практически на всех концертах, которые «Роллинги» давали в лондонских клубах – этот инструмент звучит и на первом сингле группы.
Дальнейшая судьба этого инструмента была долгое время неизвестна, однако в конце 2007 года выяснилось, что Брайан рассчитался этой гитарой за услуги с лондонским дантистом Бэзилом Уилсоном (Basil Wilson), в семье которого инструмент и хранился все эти годы. В информационных сообщениях, рассказывающих об этом, также сообщалась, что приобретена эта гитара была в 1959 году за 30 фунтов стерлингов не самим Брайаном, а его приятелем Диком Хэттреллом (Dick Hattrell), который в тех же сообщениях был назван «менеджером группы» (на самом деле Дик принимал участие в организации нескольких концертов с участием Брайана и – позже – других участников группы, но менеджером “Rolling Stones” он никогда не был).
В настоящее время гитара передана в качестве экспоната в музей Брайана Джонса в Челтенеме.



Электрогитара Harmony Meteor H 70

К концу 1962 года начались регулярные выступления “Rolling Stones” сначала в лондонских, а затем и в окрестных клубах; в это время новым инструментом обзавёлся и Кит Ричардс. Деньги на приобретение электрогитары ему одолжила его мать Дорис, поддавшись на уговоры не только собственного сына, но и Брайана Джонса, который специально для этого несколько раз приезжал к родителям Кита. Выбор фирмы-производителя тоже, очевидно, происходил не без влияния Брайана, так как Кит в итоге остановил свой выбор на гитаре той же фирмы, что и у Брайана. Однако это был по всем параметрам гораздо более профессиональный инструмент: модель “Harmony Meteor H 70” начала производиться в 1960 году и во многом была скопирована с полуакустических электрогитар ведущих производителей, таких, как “Gibson”, “Gretsch” и другие. Корпус с двумя резонаторными отверстиями и одним вырезом был более тонким, чем на предыдущих моделях фирмы “Harmony”; звукосниматели на основе магнитного сплава alnico (алюминий-никель-кобальт) были более мощными, переключение между звукоснимателями осуществлялось расположенным на нижнем «роге» тумблером, а регулировка громкости и тембра – четырьмя потенциометрами, как и на большинстве аналогичных по конструкции гитар. Однако и цена у этой гитары была значительно выше – около 65 фунтов стерлингов (цена в каталогах США – $174¢50).
Из первых инструментов группы “Harmony Meteor” оказался наибольшим «долгожителем»: Кит играл на нём бессменно до лета 1964 года, пока перед первой поездкой на гастроли в США не приобрёл гитару “Epiphone Casino”. Практически на всех ранних студийных записях этого периода (включая первый долгоиграющий альбом) звучит именно “Harmony Meteor”; и даже в конце 1964 года во время нескольких выступлений Кит появлялся с этой гитарой в руках как на сцене, так и в студии (по крайней мере, на сеансе записи в RCA этот инструмент также был использован).



<< Часть 1. Ещё не «Роллинги»

Часть 3. Переход на «серьёзные» гитары >>


◄Оглавление и указатель►






Hosted by uCoz