Инструментарий Rolling Stones
Часть 5. Инструменты, ставшие легендарными
После возвращения из первого американского турне парк электрогитар группы снова поменялся. Инструменты именно
этого периода у многих поклонников ассоциируются с образом «ранних Роллингов». Возросшая популярность группы привела к тому,
что многие начинающие музыканты стали приобретать такие же гитары, как у своих кумиров, поэтому фирмы, занимающиеся изготовлением музыкальных
инструментов, стали уделять группе повышенное внимание, зачастую бесплатно предоставляя оборудование и инструменты и таким образом используя
группу в качестве рекламы той или иной торговой марки. Следует учитывать, что в 60-е годы XX века электрогитары всё ещё оставались
«новинкой» (со времени изобретения Лео Фендером цельнокорпусных электрогитар прошло немногим больше десяти лет), многие
конструктивные решения, ставшие сегодня стандартными, тогда только ещё разрабатывались, а некоторые фирмы, ставшие к нашему времени признанными
лидерами рынка, только начинали свою деятельность или вообще ещё не существовали.
Обращает на себя внимание тот факт, что в этот период «Роллинги» перешли с полуакустических «джазовых» гитар на
цельнокорпусные, для которых характерно более «рóковое» звучание, с агрессивной атакой и одновременно лучшим сустейном.
|
При записи в студии Брайан Джонс использовал в этот период электрогитару
“Fender Telecaster”, с которой, в противоположность “VOX Teardrop”,
никогда не появлялся на сцене.
“Telecaster” – это первая в мире из серийно выпускавшихся моделей цельнокорпусных электрогитар, тот самый инструмент, который с подачи Лео Фендера буквально произвёл революцию в музыке, превратив гитару из второстепенного аккомпанирующего инструмента в одно из главных «действующих лиц» на сцене, по значимости не уступающее вокалисту. Серийное производство этой модели началось в 1951 году. На протяжении последующих лет в конструкцию инструмента вносились некоторые изменения, в частности, с 1959 года вместо цельнокленовых грифов стали выпускаться кленовые грифы с накладкой из палисандра. Ориентируясь на эту и некоторые другие конструктивные особенности, можно определить, что “Telecaster” из арсенала «Роллингов» был изготовлен в 1961 или 1962 году. Несмотря на то, что впоследствии “Telecaster” стал одной из любимых гитар Кита Ричардса, в тот период он, по видимому, ещё не оценил этот инструмент по достоинству, и на сохранившихся фотографиях 1964 года с «Телекастером» в руках можно увидеть только Брайана Джонса. |
Фотография, сделанная во время записи сингла “Little Red Rooster”. Справа – Кит Ричардс с акустической гитарой “Framus”, слева – Брайан Джонс с электрогитарой “Fender Telecaster”. |
|
Кит Ричардс после возвращения из первого американского турне приобрёл
электрогитару “Gibson Les Paul Standard” выпуска 1959 года. Благодаря тому,
что в декабре 2004 года эта гитара была выставлена на
аукционе «Кристи», о ней известны многие подробности, вплоть до серийного номера (правда, из-за
непомерно высокой стартовой цены $400000 лот так и остался непроданным). Название “Gibson Les Paul Standard” не является официальным названием марки гитары. В каталогах “Gibson” этот инструмент именовался просто как “Gibson Les Paul”, а во внутренней документации фирмы эта модель чаще называлась “Sunburst”, по типу окраски корпуса. Эта гитара была продолжением модельной линии “Les Paul Goldtop” и выпускалась фирмой “Gibson” в течение очень короткого промежутка времени, с 1958 по 1960 год. Появление новой модели было обусловлено тем, что фирма, во-первых, пыталась возобновить интерес покупателей к марке “Les Paul”, изменив внешний вид инструмента, а во-вторых, в 1958 году сотрудник “Gibson” Сет Ловер изобрёл звукосниматели нового типа, которые получили название «хамбакер» (“humbacker” – «шумоподавитель»), и эти звукосниматели стали устанавливаться на новую модель гитары. Эти ставшие впоследствии легендарными звукосниматели известны под названием PAF, от аббревиатуры “patent applied for” («патент прилагается»): эти буквы отпечатывались на тыльной стороне звукоснимателей – фирма “Gibson” пыталась таким образом держать свою новую технологию в секрете, затрудняя поиск номера патента конкурентам. Корпус гитар этой марки изготавливался из красного дерева, с выпуклой верхней декой. На деку под прессом наклеивался слой клёна. Гриф изготавливался также из красного дерева, с накладкой из палисандра, и инкрустировался натуральным перламутром. Трёхпозиционный тумблер позволял выбрать один из двух звукоснимателей или оба одновременно, а четыре потенциометра (по два на каждый звукосниматель) позволяли регулировать громкость и тембр каждого звукоснимателя. Подставка под струны была стандартной для “Gibson” ABR-1 типа Tune-O-Matic. Гитара Кита Ричардса, серийный номер 93182, была выпущена в 1959 году. Это был один из ранних инструментов Standard/Sunburst, что сразу заметно по «некрасивому» верхнему кленовому слою: на более поздних моделях кленовое покрытие делалось из более эффектно выглядящего «огненного» клёна с поперечным распилом, и наклеивалось «книжкой», благодаря чему рисунок древесины был симметричным. Ещё одной особенностью гитары Кита была тремоло-система “Bigsby”, которая на гитары этой модели устанавливалась только в течение короткого времени в 1959 году. Также в описании этой гитары можно прочитать о том, что в бриджевой позиции установлен звукосниматель «зебра». Это означает, что если снять металлическую крышку, то можно увидеть, что корпус одной из катушек сделан из чёрного пластика, а другой – из кремового. Такие звукосниматели обычно ценятся больше, но на самом деле они ничем не отличаются от остальных PAF-хамбакеров: фирма “Gibson” использовала пластик, имеющийся на складе у своего поставщика “Huges Plastics”, не придавая никакого значения его цвету. Кит использовал свой “Gibson Les Paul Standard” на протяжении 1964 и 1965 годов, как на сцене, так и в студийной работе. Во время записи альбома “Beggars Banquet” в 1968 году некоторые партии на этой гитаре сыграл Мик Джаггер. Тот факт, что этот инструмент использовался «Роллингами», сыграло определённую роль в том, что в 1967 году фирма “Gibson” возобновила производство этой модели. В конце 1960 года “Les Paul Standard” была снята с производства, так как была дорогой в изготовлении и, соответственно, имела весьма высокую розничную цену, поэтому спрос на неё был небольшим. Несмотря на то, что «возрождение» этой марки связано в первую очередь с такими гитаристами, как Джимми Пейдж или Эрик Клептон, имя Кита Ричардса также находится в этом ряду далеко не на последнем месте. |
|
Билл Уаймен был настолько доволен своей гитарой
“Framus Star”, что решил посодействовать продвижению продукции этой фирмы.
В июле 1964 года он съездил в Германию на фабрику “Framus” и сам предложил фирме рекламировать её гитары. В результате
переговоров Билл взял на себя обязательства в течение года (по другим данным – в течение трёх лет) использовать на сцене только бас-гитары
“Framus”, а фирма презентовала ему новую модификацию модели “Framus Star”. От предыдущего баса Билла этот инструмент
отличался немного уменьшенными размерами корпуса и типом отделки, но главное – эта гитара была цельнокорпусной (с внутренними полостями,
но без резонаторных отверстий в деке), благодаря чему её звучание было более отчётливым. Верхняя дека инструмента была покрыта прозрачным лаком, а
специальная обработка подчёркивала структуру древесины, и в каталогах фирмы такой тип отделки корпуса именовался “Humbug Finish” (отделка
«под карамель»), поэтому в полном названии этой модели указывался тип отделки: “Framus 5/150 Star Bass
de Luxe Humbug Finish”. Билл Уаймен попеременно использовал оба свои “Framus Star” до 1967 года. Следует признать, что престиж марки “Framus” действительно во многом обязан Уаймену, и до начала 70-х фирма считалась одним из законодателей мод в производстве бас-гитар. |