The Rolling Stones

Статьи

Инструментарий Rolling Stones


Данная статья представляет собой попытку собрать и систематизировать информацию о музыкальных инструментах и оборудовании, которые на протяжении своего существования группа “Rolling Stones” использовала на сцене и в студии. Содержание статьи в значительной степени основано на результатах обсуждения в соответствующей теме форума нашего сайта. Если у вас есть какие-либо дополнения, исправления или комментарии, пожалуйста, сообщайте их на нашем форуме.

Часть 3. Переход на «серьёзные» гитары

 Было бы слишком большим преувеличением сказать, что ко второй половине 1963 года «Роллинги» сильно разбогатели; тем не менее, постепенно их доходы возрастали, так что к концу лета этого года они смогли позволить себе приобрести новые гитары, руководствуясь в своём выборе не столько доступностью цены, сколько качеством инструмента.


Бас-гитара Framus 5/150 Star Bass

Благодаря дневникам Билла Уаймена точно известен не только день приобретения им новой бас-гитары, но и точное место: покупка была совершена в магазине музыкальных инструментов “Art Nash”, располагавшемся в лондонском районе Пенге, 2 сентября 1963 года. Билл остановил свой выбор на гитаре “Framus 5/150 Star Bass”. Это была полуакустическая бас-гитара с двумя звукоснимателями, что значительно расширяло (по сравнению с первой бас-гитарой Билла) тембровые возможности инструмента. Однако решающим фактором для Уаймена было то, что у этой гитары был узкий и тонкий гриф. В своих мемуарах Билл постоянно упоминает о том, что у него «маленькие руки», хотя на всех фото- и видеоматериалах его руки выглядят вполне пропорциональными. Тем не менее, тонкий гриф (а также укороченная мензура, и небольшой размер инструмента в целом) так и оставались для Билла наиболее важными характеристиками при выборе всех его следующих бас-гитар.
Этот “Framus Star” с тёмно-красным корпусом использовался Биллом на сцене и в студии около года (пока он не поменял его на бас той же самой марки, но другой окраски). Можно с большой долей уверенности предполагать, что значительная часть записей этого периода были сделаны с применением именно этой бас-гитары: по крайней мере, на фотографиях, сделанных в студии во время записи “I Wanna Be Your Man” у Билла в руках – именно “Framus Star”. Однако точных данных, в каких именно песнях использовался “Framus”, а в каких – первый безладовый бас Билла, не сохранилось, а низкое качество ранних лондонских записей группы не всегда позволяет точно идентифицировать это на слух.



Электрогитара Gretsch G6118 Anniversary

Самый большой «скачок» в качестве при покупке нового инструмента совершил в этот период Брайан Джонс. Он перешёл со своего дешёвого «Стратотона» сразу на одну из самых дорогих и престижных гитар: свой выбор он остановил на гитаре американской фирмы “Gretsch”, инструменты которой не без оснований считаются «аристократами» гитарного мира. Модель “Gretsch G6118 Anniversary Smoke Green” была разработана и впервые поступила в продажу в 1958 году, к 75-летию фирмы “Gretsch”, чем и объясняется слово “Anniversary” («юбилейный») в названии модели; “Smoke Green” («дымчато-зелёный») обозначает цвет, в который был окрашен корпус гитары, и который был скопирован с одной из престижных моделей автомобиля Cadillac. Дека и гриф гитары изготавливались из клёна, накладка на гриф – из чёрного дерева. Из других особенностей этой гитары можно отметить нижний порожек из чёрного дерева с роликовой подставкой под струны, и спаренные звукосниматели “Filtertron™” – шумоподавляющие датчики, сделанные по принципу хамбакеров. Следует отметить, что эта модель выпускается фирмой “Gretsch” и по сей день, причём за более чем полвека своего существования модель претерпела лишь очень незначительные изменения.
Точная дата покупки Брайаном этого инструмента неизвестна, но уже в середине сентября 1963 года он выступал с ней на сцене, о чём свидетельствуют сохранившиеся фотографии. До середины 1964 года (включая первое турне группы по США и первый сеанс записи в чикагской студии “Chess”) Брайан использовал эту гитару как на концертах, и в студийной работе. Однако, как ни странно, этот великолепный инструмент после этого больше не был замечен в арсенале «Роллинг Стоунз»...



Электрогитара Epiphone E230 TDV Casino



Дольше всех остальных не расставался со своим “Harmony Meteor” Кит Ричардс. Однако и он к середине 1964 года (перед первой поездкой группы в США) купил себе более профессиональную электрогитару. Его новым инструментом стал “Epiphone E230 TDV Casino”.
Фирма “Epiphone” в 1957 году была куплена фирмой “Gibson” и стала её подразделением. Руководство “Gibson” оставило за “Epiphone” несколько выпускавшихся ей до этого моделей гитар, но в целом перепрофилировало производство своего нового подразделения на выпуск бюджетных копий модельного ряда “Gibson”. В частности, “Epiphone Casino” представляет собой аналог электрогитары “Gibson ES 330”. Следует отметить, что производственные мощности “Epiphone” в 60-е находились в США (а не в Китае и других азиатских странах, как в настоящее время), так что гитары этой марки почти не уступали в качестве продукции самих “Gibson”, хотя стоили дешевле своих прототипов; в частности, “Epiphone Casino” продавалась по цене $230.
Модель E230 TDV начала выпускаться в 1961 году. В 1963 году были произведены небольшие изменения во внешнем виде: вместо первоначальных точек разметку на грифе стали делать в виде перламутровых параллелограммов (из чего следует, что у Кита была именно модель 1963 года). Полуакустический корпус инструмента изготавливался из ламинированного клёна, гриф – из цельного куска красного дерева с накладкой из розового дерева. На гитару устанавливались достаточно мощные звукосниматели-синглы P-90, производимые “Gibson”, а также точно такой же, как на прототипе, нижний порожек ABR-1 (типа Tune-O-Matic). Модель TDV, кроме того, комплектовалась тремоло-системой, использовавшейся только на “Epiphone”: вал струнодержателя имел различный диаметр для каждой струны. Такая тремоло-система никогда не использовалась на прототипе.
Сам Кит Ричардс был очень доволен этой гитарой. В перекрёстном интервью с гитаристом Питом Миллером, организованном журналистом Тони Вебстером в 1964 году, Кит упомянул, что перепробовал различные инструменты, пока не остановился на “Epiphone”, и что он предпочёл её гитарам “Gretsch”. Наиболее активно Кит Ричардс использовал “Epiphone Casino” во второй половине 1964 года, пока инструментальный арсенал группы не расширился сразу на несколько новых гитар, однако и позже (как минимум до 1966 года) эту гитару можно увидеть «в деле», причём не только в руках у Кита – периодически с этой гитарой выступал и записывался и Брайан Джонс: его фотография с этой гитарой в руках использована в оформлении обложки EP “Got LIVE if You Want It”.


Улучшились не только инструменты, но и усилительное оборудование. В августе 1963 года менеджер группы Эрик Истон подписал контракт с фирмой “VOX”, по которому музыканты получили сценический комплект аппаратуры этой фирмы бесплатно, но взамен должны были рекламировать продукцию фирмы. Справедливости ради стоит отметить, что в те времена продукция “VOX” действительно была хорошим выбором, так что этот контракт в основном следует признать весьма удачным. Аппаратуру “VOX” «Роллинги» использовали до конца 60-х, постепенно добавляя к усилителям и акустическим системам “VOX” аппаратуру других фирм.
На фото справа: “Rolling Stones” позируют с частью своего нового комплекта аппаратуры “VOX”: двумя гитарными комбоусилителями AC 30 и басовым комплектом T 60 Bass.




◄Оглавление и указатель►






Hosted by uCoz