The Rolling Stones

Статьи

Инструментарий Rolling Stones


Данная статья представляет собой попытку собрать и систематизировать информацию о музыкальных инструментах и оборудовании, которые на протяжении своего существования группа “Rolling Stones” использовала на сцене и в студии. Содержание статьи в значительной степени основано на результатах обсуждения в соответствующей теме форума нашего сайта. Если у вас есть какие-либо дополнения, исправления или комментарии, пожалуйста, сообщайте их на нашем форуме.

Часть 5. Инструменты, ставшие легендарными

После возвращения из первого американского турне парк электрогитар группы снова поменялся. Инструменты именно этого периода у многих поклонников ассоциируются с образом «ранних Роллингов». Возросшая популярность группы привела к тому, что многие начинающие музыканты стали приобретать такие же гитары, как у своих кумиров, поэтому фирмы, занимающиеся изготовлением музыкальных инструментов, стали уделять группе повышенное внимание, зачастую бесплатно предоставляя оборудование и инструменты и таким образом используя группу в качестве рекламы той или иной торговой марки. Следует учитывать, что в 60-е годы XX века электрогитары всё ещё оставались «новинкой» (со времени изобретения Лео Фендером цельнокорпусных электрогитар прошло немногим больше десяти лет), многие конструктивные решения, ставшие сегодня стандартными, тогда только ещё разрабатывались, а некоторые фирмы, ставшие к нашему времени признанными лидерами рынка, только начинали свою деятельность или вообще ещё не существовали.
Обращает на себя внимание тот факт, что в этот период «Роллинги» перешли с полуакустических «джазовых» гитар на цельнокорпусные, для которых характерно более «рóковое» звучание, с агрессивной атакой и одновременно лучшим сустейном.


Электрогитара VOX Mark III Teardrop


Электрогитара VOX Mark XII Teardrop

На волне популярности своей звукоусилительной аппаратуры фирма “VOX” решила завоевать и рынок электрогитар. В 1962 году фирма заключила контракт с итальянской компанией “EKO”, которая стала поставлять для “VOX” гитарные грифы, и выпустила свою первую модель “Mark I Phantom”. Компания вела довольно агрессивную рекламную политику, заключая контракты с музыкантами, которые должны были рекламировать продукцию фирмы. В 1964-м была разработана новая модель электрогитары – “VOX Mark III Teardrop”. Прототип этого инструмента был изготовлен всего в пяти экземплярах, и один из них фирма предложила рекламировать Брайану Джонсу, не без оснований надеясь, что популярность “Rolling Stones” позволит завоевать не только английский, но и американский рынок.
Корпус гитары был сделан в нетипичной для электрогитар форме удлинённой капли, что было отражено и в названии модели (“teardrop” переводится как «слезинка») и окрашен в белый цвет. Трёхпозиционный переключатель позволял выбрать один из двух звукоснимателей либо оба одновременно, громкость каждого из звукоснимателей регулировалась отдельным потенциометром. Нижний порожек с шестью сёдлами позволял регулировать длину мензуры для каждой струны в отдельности. Пикгард был сделан из стали – вероятно, для того, чтобы его внешний вид лучше гармонировал с хромированной фурнитурой.
Впервые Брайан появился с этим инструментом на концерте в “Spa Royal Hall” в Бридлингтоне 11 июля 1964 года. Несмотря на то, что образ Брайана-гитариста ассоциируется в первую очередь именно с этой гитарой, он выступал с ней относительно недолго, около полугода, и с начала 1965 года появлялся на сцене уже с другими инструментами. Нет никаких свидетельств, что Брайан когда-либо использовал эту гитару в студийной работе.
Не совсем ясно, были ли у Брайана или Кита другие модификации гитар “VOX Teardrop”. Существуют фотографии, сделанные в студии или на репетициях, на которых в руках у музыкантов запечатлена двенадцатиструнная версия – “Mark XII Teardrop”, но невозможно достоверно сказать, что эта гитара использовалась на концертах либо звучит в какой-либо записи. В некоторых источниках утверждается, что у Брайана якобы были и другие гитары “VOX”, в частности, модель “Mark VI Teardrop” с тремя звукоснимателями и тремоло-системой, однако никаких документальных подтверждений этому нет. Вероятно, путаницу вносит то, что впоследствии было выпущено несколько различных моделей гитар серии “VOX Mark”, и в большинстве случаев все они рекламировались как «гитара Брайана Джонса». Однако даже “Mark III”, выпускавшиеся серийно, не были точной копией прототипов и отличались от них обводами корпуса и головки грифа.
Из пяти выпущенных в 1964 году прототипов “VOX Mark III” два считаются утерянными, два других принадлежат гитаристам групп “New York Dolls” и “Sonny of The Invaders”. Экземпляр, принадлежавший самому Брайану Джонсу, был продан в 1984 году на аукционе «Сотби» и в настоящее время хранится в качестве экспоната в «Хард-рок кафе» в Нью-Йорке.



Электрогитара Fender Telecaster '61

При записи в студии Брайан Джонс использовал в этот период электрогитару “Fender Telecaster”, с которой, в противоположность “VOX Teardrop”, никогда не появлялся на сцене.
“Telecaster” – это первая в мире из серийно выпускавшихся моделей цельнокорпусных электрогитар, тот самый инструмент, который с подачи Лео Фендера буквально произвёл революцию в музыке, превратив гитару из второстепенного аккомпанирующего инструмента в одно из главных «действующих лиц» на сцене, по значимости не уступающее вокалисту. Серийное производство этой модели началось в 1951 году. На протяжении последующих лет в конструкцию инструмента вносились некоторые изменения, в частности, с 1959 года вместо цельнокленовых грифов стали выпускаться кленовые грифы с накладкой из палисандра. Ориентируясь на эту и некоторые другие конструктивные особенности, можно определить, что “Telecaster” из арсенала «Роллингов» был изготовлен в 1961 или 1962 году.
Несмотря на то, что впоследствии “Telecaster” стал одной из любимых гитар Кита Ричардса, в тот период он, по видимому, ещё не оценил этот инструмент по достоинству, и на сохранившихся фотографиях 1964 года с «Телекастером» в руках можно увидеть только Брайана Джонса.
 

Фотография, сделанная во время записи сингла “Little Red Rooster”. Справа – Кит Ричардс с акустической гитарой “Framus”, слева – Брайан Джонс с электрогитарой “Fender Telecaster”.



Электрогитара Gibson Les Paul Standard '59

Кит Ричардс после возвращения из первого американского турне приобрёл электрогитару “Gibson Les Paul Standard” выпуска 1959 года. Благодаря тому, что в декабре 2004 года эта гитара была выставлена на аукционе «Кристи», о ней известны многие подробности, вплоть до серийного номера (правда, из-за непомерно высокой стартовой цены $400000 лот так и остался непроданным).
Название “Gibson Les Paul Standard” не является официальным названием марки гитары. В каталогах “Gibson” этот инструмент именовался просто как “Gibson Les Paul”, а во внутренней документации фирмы эта модель чаще называлась “Sunburst”, по типу окраски корпуса. Эта гитара была продолжением модельной линии “Les Paul Goldtop” и выпускалась фирмой “Gibson” в течение очень короткого промежутка времени, с 1958 по 1960 год. Появление новой модели было обусловлено тем, что фирма, во-первых, пыталась возобновить интерес покупателей к марке “Les Paul”, изменив внешний вид инструмента, а во-вторых, в 1958 году сотрудник “Gibson” Сет Ловер изобрёл звукосниматели нового типа, которые получили название «хамбакер» (“humbacker” – «шумоподавитель»), и эти звукосниматели стали устанавливаться на новую модель гитары. Эти ставшие впоследствии легендарными звукосниматели известны под названием PAF, от аббревиатуры “patent applied for” («патент прилагается»): эти буквы отпечатывались на тыльной стороне звукоснимателей – фирма “Gibson” пыталась таким образом держать свою новую технологию в секрете, затрудняя поиск номера патента конкурентам.
Корпус гитар этой марки изготавливался из красного дерева, с выпуклой верхней декой. На деку под прессом наклеивался слой клёна. Гриф изготавливался также из красного дерева, с накладкой из палисандра, и инкрустировался натуральным перламутром. Трёхпозиционный тумблер позволял выбрать один из двух звукоснимателей или оба одновременно, а четыре потенциометра (по два на каждый звукосниматель) позволяли регулировать громкость и тембр каждого звукоснимателя. Подставка под струны была стандартной для “Gibson” ABR-1 типа Tune-O-Matic.
Гитара Кита Ричардса, серийный номер 93182, была выпущена в 1959 году. Это был один из ранних инструментов Standard/Sunburst, что сразу заметно по «некрасивому» верхнему кленовому слою: на более поздних моделях кленовое покрытие делалось из более эффектно выглядящего «огненного» клёна с поперечным распилом, и наклеивалось «книжкой», благодаря чему рисунок древесины был симметричным. Ещё одной особенностью гитары Кита была тремоло-система “Bigsby”, которая на гитары этой модели устанавливалась только в течение короткого времени в 1959 году. Также в описании этой гитары можно прочитать о том, что в бриджевой позиции установлен звукосниматель «зебра». Это означает, что если снять металлическую крышку, то можно увидеть, что корпус одной из катушек сделан из чёрного пластика, а другой – из кремового. Такие звукосниматели обычно ценятся больше, но на самом деле они ничем не отличаются от остальных PAF-хамбакеров: фирма “Gibson” использовала пластик, имеющийся на складе у своего поставщика “Huges Plastics”, не придавая никакого значения его цвету.
Кит использовал свой “Gibson Les Paul Standard” на протяжении 1964 и 1965 годов, как на сцене, так и в студийной работе. Во время записи альбома “Beggars Banquet” в 1968 году некоторые партии на этой гитаре сыграл Мик Джаггер.
Тот факт, что этот инструмент использовался «Роллингами», сыграло определённую роль в том, что в 1967 году фирма “Gibson” возобновила производство этой модели. В конце 1960 года “Les Paul Standard” была снята с производства, так как была дорогой в изготовлении и, соответственно, имела весьма высокую розничную цену, поэтому спрос на неё был небольшим. Несмотря на то, что «возрождение» этой марки связано в первую очередь с такими гитаристами, как Джимми Пейдж или Эрик Клептон, имя Кита Ричардса также находится в этом ряду далеко не на последнем месте.



Бас-гитара Framus 5/150 Star Bass de Luxe “Humbug Finish”

Билл Уаймен был настолько доволен своей гитарой “Framus Star”, что решил посодействовать продвижению продукции этой фирмы. В июле 1964 года он съездил в Германию на фабрику “Framus” и сам предложил фирме рекламировать её гитары. В результате переговоров Билл взял на себя обязательства в течение года (по другим данным – в течение трёх лет) использовать на сцене только бас-гитары “Framus”, а фирма презентовала ему новую модификацию модели “Framus Star”. От предыдущего баса Билла этот инструмент отличался немного уменьшенными размерами корпуса и типом отделки, но главное – эта гитара была цельнокорпусной (с внутренними полостями, но без резонаторных отверстий в деке), благодаря чему её звучание было более отчётливым. Верхняя дека инструмента была покрыта прозрачным лаком, а специальная обработка подчёркивала структуру древесины, и в каталогах фирмы такой тип отделки корпуса именовался “Humbug Finish” (отделка «под карамель»), поэтому в полном названии этой модели указывался тип отделки: “Framus 5/150 Star Bass de Luxe Humbug Finish”.
Билл Уаймен попеременно использовал оба свои “Framus Star” до 1967 года. Следует признать, что престиж марки “Framus” действительно во многом обязан Уаймену, и до начала 70-х фирма считалась одним из законодателей мод в производстве бас-гитар.




◄Оглавление и указатель►






Hosted by uCoz