The Rolling Stones

Статьи

Инструментарий Rolling Stones


Данная статья представляет собой попытку собрать и систематизировать информацию о музыкальных инструментах и оборудовании, которые на протяжении своего существования группа “Rolling Stones” использовала на сцене и в студии. Содержание статьи в значительной степени основано на результатах обсуждения в соответствующей теме форума нашего сайта. Если у вас есть какие-либо дополнения, исправления или комментарии, пожалуйста, сообщайте их на нашем форуме.

Часть 6. «Шоумен», «Жар-птицы», «Маэстро» и другие...

В конце 1964 года “Rolling Stones” отправились на свои вторые гастроли в США. Эта поездка была организована значительно лучше первой, в частности, Чарли Уоттс взял с собой свою ударную установку, и практически на всех концертах этого турне был использован один и тот же комплект усилительной аппаратуры “Fender”, взятый в аренду на всё время гастролей и перевозившийся из города в город.


Усилительный комплект Fender Showman

Звучание усилителей “Fender” произвело на «Роллингов» такое большое впечатление, что к концу американского тура они приняли решение приобрести такие усилители для себя. К сожалению, нет точных сведений, сколько и каких именно усилителей они увезли с собой из США. Тем не менее, практически на всех концертах следующего, 1965 года гитары Кита и Брайана были подключены, судя по сохранившимся фотографиям, к усилителям “Fender Showman”, пришедшим на смену маломощным 30-ваттным “VOX AC 30”, которые с этого времени группа использовала только в студии.
Усилительный комплект “Fender Showman” представлял собой два отдельных блока: 100-ваттный ламповый усилитель, так называемую «голову» (“head”), и акустическую систему (“cabinet” – «кабинет»). Бóльшая мощность усилителя и запас мощности акустической системы позволяли использовать комплект не на пределе его технических возможностей, и, таким образом, добиваться более чистого звучания. Здесь следует отметить два момента: во-первых, чистота звучания важна даже в том случае, если гитарист использует «перегруженный» звук: эффект «рычащего» звука гитары (“overdrive”) достигается перегрузкой предусилителя, а не выходного каскада; а во-вторых, необходимо отметить, что в те годы ещё не использовались мощные концертные порталы, звук на которые подаётся с микшерского пульта: каждый музыкант подключал свой инструмент к собственному усилителю, и акустические системы этих усилителей непосредственно озвучивали концертную площадку. Так выступали не только “Rolling Stones”, но и все остальные группы – мощная сценическая аппаратура появилась и стала использоваться лишь в самом конце 60-х.
Усилительные комплекты “Fender Showman” производились с 1963 по 1967 годы и имели несколько модификаций. Разница в модификациях заключалась в основном в типе громкоговорителя, устанавливаемого в «кабинет»: в ранних моделях (“Showman 12”) использовался 12-дюймовый громкоговоритель JBL D-120F, в более поздних (“Sowman 15” и “Dual Showman”) – 15-дюймовые JBL D-130F или JBL D-140F.
Из особенностей усилителя («головы») можно отметить, что он имел встроенный регулируемый эффект тремоло с возможностью оперативного переключения между каналом «чистого» звука и каналом эффекта. Усилитель был полностью ламповым и работал в режиме AA (AA763).
По всей вероятности, “Fender Showman” были не единственными усилителями, которые Роллинги купили в США в этот период, однако по другой аппаратуре сложно найти достоверную информацию, так как в это время группа часто выступала не только на своём оборудовании, но и на аппаратуре, представленной организаторами того или иного концерта, а зачастую и на «смешанным» комплекте из собственных и арендованных усилителей.



Электрогитара Gibson Firebird VII Reverse

В начале 1965 года в арсенале группы появились электрогитары “Gibson Firebird VII Reverse”.
Фирма “Gibson” в первой половине 60-х переживала не лучшие времена. Большинство производимых ей электрогитар были дорогими в изготовлении, и, соответственно, имели высокую продажную цену, поэтому музыканты предпочитали покупать более дешёвые гитары других производителей; “Gibson” же вместо удешевления производства пыталась расширить модельный ряд, внедряя новые технические и дизайнерские идеи, но одновременно одну за другой снимая с производства модели, не пользующиеся спросом из-за своей дороговизны.
Модель “Firebird” («жар-птица») стала выпускаться в 1963 году, после того, как “Gibson” потерпела неудачу с моделью “Explorer” (которая была высоко оценена специалистами, но среди покупателей пользовалась низким спросом не только из-за высокой цены, но и из-за необычного дизайна, опередившего своё время). Модель “Firebird” по сути является значительно переработанной моделью “Explorer”. Для создания новой гитары компания “Gibson” пригласила автомобильного дизайнера из “General Motors” Рэя Дитриха (Ray Dietrich). Разработанный им корпус во многом сохранял футуристические черты модели “Explorer”: по сути, корпус “Firebird” представляет собой зеркально перевёрнутый корпус “Explorer” со значительно скруглёнными краями, из-за чего в названии модели присутствует слово “reverse” («перевёрнутый» – в отличие от модели “Firebird”, появившейся через два года). Помимо формы корпуса, в “Firebird” было воплощено несколько революционных новшеств, в первую очередь – сквозной многослойный гриф: такая конструкция для шестиструнных электрогитар была применена впервые. Гриф проходил по всей длине гитары, и к нему приклеивались две половинки корпуса (в отличие от других гитар, у которых гриф прикручивался к корпусу болтами или приклеивался). Конструкция со сквозным грифом заметно влияет на звучание инструмента, значительно увеличивая сустейн, но при этом приглушая атаку, поэтому впоследствии конструкция со сквозным грифом стала использоваться в основном при изготовлении бас-гитар, среди же шестиструнных электрогитар “Firebird” – и поныне один из немногих примеров такой конструкции.
Среди других новшеств, воплощённых в этой модели, следует отметить новую разработку “Gibson” – звукосниматели, получившие название MiniHumbuckers («мини-хамбакеры»), представляющие собой такие же двухкатушечные шумоподавляющие датчики, как и разработанные до этого в “Gibson” хамбакеры, но уменьшенные засчёт другой формы катушек и компактного их расположения до такой степени, что они были лишь незначительно больше обычных однокатушечных звукоснимателей-синглов. Необычной также была конструкция колкового механизма, сделанного по тому же типу, что колки банджо, то есть соосно: эти колки более чувствительны, к тому же их ручки получаются более удобно расположенными. Гитара почти полностью изготавливалась из традиционного для “Gibson” красного дерева (что, кстати, ещё больше увеличивало сустейн). На ряд моделей (в том числе VII) устанавливалась тремоло-система “Vibrola” – собственная разработка “Gibson”.
В большинстве источников утверждается, что гитара “Gibson Firebird” принадлежала Брайану Джонсу. Действительно, на фотографиях этого периода в его руках – почти исключительно эта гитара. Но на самом деле в арсенале группы таких инструментов было как минимум два: сохранилось довольно много фотографий и видеозаписей, на которых на “Firebird” играют одновременно и Брайан, и Кит. Очевидно, в студийной работе эти инструменты также использовались, о чём свидетельствуют сохранившиеся фотоматериалы; однако точных достоверных данных, в записи каких именно песен звучит этот инструмент, нет. Существуют мнения, что эта гитара звучит в записи “19th Nervous Breakdown” и ряде песен, записанных в этот же период, однако документально это не подтверждено.



Педаль эффектов Gibson Maestro Fuzztone

В мае 1965  года, во время записи песни “(I Can't Get No) Satisfaction)”, Rolling Stones впервые в своей практике применили электронное устройство для обработки звука электрогитары: это была напольная педаль Gibson Maestro Fuzztone, которая в том году впервые появилась в продаже. Произошло это в многом спонтанно – Кит Ричардс никак не мог добиться нужного ему звучания гитары с длительным сустейном, и Иэн Стюарт на несколько минут покинул студию и вернулся с этой педалью, купив её в ближайшем магазине музыкальной аппаратуры.
Педаль представляла собой несложное электронное устройство, основанное на переусилении и последующем ограничении сигнала. Применение транзисторов (тогда ещё совсем новой технологии) вместо радиоламп позволило уместить схему эффекта в относительно компактный корпус, кроме того, педаль не боялась вибрации и ударов. Фирма “Gibson” была первой, ставшей серийно выпускать подобные устройства. Сам fuzz-эффект был тоже изобретён случайно: в 1961 году в одной из студий звукозаписи в американском городе Нэшвилле во время записи звукооператором Гленом Снотти (Glen Snotty) песни Марти Роббинса (Marty Robbins) “Don't Worry” вышла из строя одна линейка микшерного пульта, начав сильно искажать звук подключенной к ней электрогитары. Глен Снотти решил отменить сеанс записи, однако гитаристу Грэди Мартину (Grady Martin) получившийся звук понравился, и он настоял на том, чтобы записать песню именно с этим искажённым звуком. Некоторое время спустя Глен Снотти встретился с представителями фирмы “Gibson” и изложил им идею устройства искажения звука электрогитары, в результате чего и появилась на свет педаль “Gibson Maestro Fuzztone”, продававшаяся в США по цене $40.
Впоследствии другие фирмы стали выпускать множество разнообразных блоков эффектов для создания форсированного, или «перегруженного» звука электрогитары, в той или иной степени имитирующих звучание перегруженного входного каскада лампового комбоусилителя – именно такое звучание гитары стало ассоциироваться с рок-музыкой, в особенности с хард-роком. Жужжащий же звук “Maestro Fuzztone” довольно быстро вышел из моды, однако в 1965-м «Роллинги» были не единственными, кто применил при записи эту педаль: например, “The Beatles” использовали её при записи песни “Think For Yourself”.
На ближайшие годы эта педаль стала неотъемлемым атрибутом концертного комплекта “Rolling Stones”: Кит использовал её во время исполнения риффа “Satisfaction”. В студии же этот эффект использовался ещё лишь несколько раз: он звучит в коротком гитарном проигрыше в припеве песни “19th Nervous Breakdown”, кроме того, Билл Уаймен с применением этого эффекта записал наложенные партии бас-гитары в песнях “Under My Thumb” и “Have You Seen Your Mother, Baby, Standing in the Shadow”.



Шестиструнная бас-гитара Danelectro Baritone


Шестиструнная бас-гитара Fender VI

В своих мемуарах Билл Уаймен упоминает, что во время записи второго альбома группы он использовал в студии шестиструнную бас-гитару. К сожалению, нигде не упоминается ни марка, ни модель инструмента. Однако в начале 60-х в мире существовало всего лишь две модели шестиструнных бас-гитар, так что Билл, скорее всего, использовал либо одну из этих двух, либо обе.
Первыми шестиструнные басы стала серийно выпускать в 1956 году фирма “Danelectro”. За исключением самой идеи поставить на бас-гитару шесть струн вместо четырёх, более ничего революционного в этом инструменте на было: бас-гитара представляла собой практически полный аналог электрогитары “Danelectro U2” с несколько усиленным креплением грифа к корпусу и басовыми колками. Получившаяся модель стала называться “Danelectro Baritone”.
В 1961 году модель шестиструнной бас-гитары была выпущена и фирмой “Fender”. Инструмент разрабатывался именно как бас-гитара, и специально для этой модели был выпущен комплет тонких басовых струн. Гитара, получившая название “Fender VI”, имела три звукоснимателя и даже тремоло-систему. В следующем, 1962 году большинство технических решений, применённых в “Fender VI”, в том числе форма корпуса и электронная часть, были воплощены в модели обычной (т.е. не басовой) электрогитары “Fender Jaguar”.
Как “Danelectro Baritone”, так и “Fender VI” имели укороченную мензуру – такую же, как у обычных шестиструнных электрогитар, поэтому Биллу с его «маленькими руками» было вполне удобно играть на любой из этих моделей. Шестиструнный бас звучит в студийных версиях песен “Down Home Girl” и “Pain in My Heart”.



Следует отметить, что почти никакого обслуживающего персонала у группы в ранние годы не было. Комплект аппаратуры и инструментов перевозил на своей машине Иэн Стюарт, и случалось, что машина по различным причинам задерживалась в дороге – в этом случае группе приходилось отменять или задерживать концерт, либо как-то выкручиваться, выступая с одолженными, первыми попавшимися под руку инструментами. Поэтому на некоторых фотографиях и видеозаписях этого периода музыкантов можно увидеть с инструментами, которые ими более никогда не использовались ни на сцене, ни в студии.

На фото справа: выступление “Rolling Stones” в г.Манчестере во время турне по Великобритании. На сохранившихся фотографиях отчётливо видно, что в руках у Кита и Брайана – гитары, которых в этот период в арсенале группы не было, и, за исключением этого концерта, ни на каких других фотографиях они более не попадаются.

 
 

Кит играет на “Fender Stratocaster” (либо одной из его многочисленных копий, которые уже в те времена выпускались различными фирмами).

В руках у Брайана Джонса – электрогитара “Burns Nu-Sonic”.



 

В конце октября 1964 года “Rolling Stones” выступали на французском телевидении. Машина с аппаратурой и инструментами не успела приехать из Бельгии, где группа выступала до этого. Было принято решение выступать под фонограмму. Похоже, что музыканты даже не пытались найти подходящие инструменты, а использовали то, что имелось в реквизите студии.

 

Кит Ричардс и Брайан Джонс держат в руках ни к чему не подключенные электрогитары “Framus Strato”. Судя по конструкции звукоснимателей, это одни из самых ранних моделей этих инструментов. Корпуса обеих гитар окрашены в серебристый «с блёстками» цвет, в который фирма “Framus” выпускаемые ей инструменты никогда не окрашивала. Такая окраска значительно ухудшает звуковые характеристики инструмента, зато она эффектно смотрится на телеэкране.

Для Билла Уаймена не нашлось бас-гитары, и он имитировал игру на басу, держа в руках шестиструнную полуакустическую гитару, на которой для правдоподобия было натянуто только четыре струны.




◄Оглавление и указатель►






Hosted by uCoz